Самый важный и полезный фильм тот, что заставляет задуматься. Поднимает проблему и показывает ее трагическое решение (счастливый конец мы и сами сумеем придумать в силу скрытых утопических наклонностей практически каждого из нас). Хотите увидеть истинную и пугающе-отрезвляющую картину современности? Тогда не проспите «Последний урок».
Поразительная искренность. Жестокая правда, срывающая покров иллюзий. Фильм настолько живой, что после просмотра долго не можешь прийти в себя. В последний раз такой же эффект на меня произвела «Семейная тайна». И может, даже хочешь убежать от этого щемящего душу волнения и вернуться к уютному спокойствию, а не получается, что-то меняется в тебе, начинаешь воспринимать жизнь острее, внимательнее, трепетнее. Возможно, ненадолго, ведь все течет — все меняется. Но мы живем сегодняшним днем, а потому такое кино и сопровождается пометкой «бесценно».
Помимо неоднократно обозначенных ранее вопросов расизма, переходного возраста, прав женщин, терпимости и прочего (Жан-Полю Лильенфельду действительно удалось органично совместить массу актуальных тем), я бы хотела уделить особое внимание еще одной, которая, наверное, лично мне оказалась понятнее всего. Любую беду лучше предотвратить, чем сталкиваться с неприятными последствиями. Особенно если это вполне возможно. Как знать, будь семья мадам Бержерак более чуткой к ней, родители — ближе к своим детям, директор школы — ответственнее по отношению к своим подчиненными, трагедии бы можно было избежать. Ведь это так необходимо — знать, что ты вовсе не пустое место в этом мире, что к тебе прислушиваются, твое мнение учитывается, а близкие люди тебя понимают, ценят, любят и поддерживают. И невыносимо, что порой столь существенные слова звучат и меры предпринимаются слишком поздно. Но кино, как и история, не терпит сослагательного наклонения. А потому мы можем лишь стараться учиться на своих и чужих ошибках. Терпения и взаимопонимания — вот чего, как мне кажется, особенно не хватает в нашем обществе.
Игра актеров безупречна. Изабель Аджани восхитительна. Одна из немногих актрис, которые в гневе, рыданиях, истерике, при минимальных визуальных уловках остаются прекрасными, не теряют своего очарования, не отвращают наигранностью, а вызывают восхищение подлинным мастерством уникальных личностей.